<< Главная страница

КОММЮНИКЕ О ЗАКЛЮЧЕНИИ



ХОЗЯЙСТВЕННОГО
СОГЛАШЕНИЯ
МЕЖДУ ГЕРМАНИЕЙ И СССР


11 февраля с. г. в Москве после успешно закончившихся переговоров заключено хозяйственное соглашение между Союзом ССР и Германией. Это соглашение отвечает пожеланиям правительств обеих стран о выработке экономической программы товарообмена между Германией и СССР, выраженным в письмах, которыми обменялись 28 сентября 1939 года Председатель Совета Народных Комиссаров и народный комиссар иностранных дел СССР тов. Молотов В. М. и министр иностранных дел Германии г. фон Риббентроп.
Хозяйственное соглашение предусматривает вывоз из СССР в Германию сырья, компенсируемый германскими поставками в СССР промышленных изделий.
Товарооборот между Германией и СССР уже в первом году действия соглашения достигнет объема, превышающего наивысшие размеры, когда-либо достигнутые со времени мировой войны.
Имеется намерение в будущем повысить еще больше взаимные поставки товаров.
С советской стороны соглашение подписали - народный комиссар внешней торговли СССР тов. Микоян А. И. и торговый представитель СССР в Германии тов. Бабарин Е. И., а с германской стороны - особоуполномоченный германского правительства по экономическим вопросам г-н Риттер и председатель германской экономической делегации г-н Шнурре.
89. МЕМОРАНДУМ д-ра, ШНУРРЕ, МИД ГЕРМАНИИ
Меморандум о германо-советском торговом соглашении, подписанном 11 февраля 1940 г.
Государственная тайна
Берлин, 26 февраля 1940 г.
Соглашение основывается на упомянутых в преамбуле [соглашения] письмах имперского министра иностранных дел и Председателя Совета Народных Комиссаров


Молотова от 28 сентября 1939 г. Соглашение является первой важной ступенью на пути к экономической программе, намеченной обеими сторонами и предусматривающей участие других [государств].
Соглашение охватывает период в 27 месяцев, при
чем советские поставки, которые должны быть сделаны в
течение 18 месяцев, будут компенсированы германскими
поставками, производимыми в течение 27 месяцев.
Наиболее сложный пункт переписки от 28 сентября
1939 г., а именно то, что поставки советского сырья долж
ны компенсироваться поставками германских промыш
ленных товаров в течение более длительного периода
времени, урегулирован, таким образом, в соответствии
с нашими желаниями. Это стало возможным лишь после
упорной борьбы. Только личное послание имперского
министра иностранных дел Сталину привело к оконча
тельному урегулированию вопроса. Соглашение о 18 и 27
месяцах представляет собой компромиссное решение,
поскольку в установленные периоды времени, а именно
каждые шесть месяцев, взаимные поставки товаров
должны балансироваться на основании точно определен
ных коэффициентов. Если этот баланс нарушается, т. е.
если германские поставки, например, не поспевают за
коэффициентом советских поставок, зафиксированных
соглашением, другая сторона имеет право временно при
остановить свои поставки до того момента, пока не будут
восстановлены эти точные пропорции. Это условие до
вольно досадно, но мы не можем его устранить, поскольку
во время заключительных бесед его обговорил сам Ста
лин.
Советские поставки.
В соответствии с соглашением Советский Союз в течение первых 12 месяцев произведет поставки сырья на сумму примерно в 500 млн. марок.
В дополнение к этому за тот же период времени Советы поставят сырья в счет кредитного соглашения от 19 августа 1939 г. на сумму примерно в 100 млн. марок.
Наиболее важным сырьем является:
1 000 000 тонн кормовых злаков и стручковых плодов на сумму в 120 млн. марок.
900 000 тонн нефти на сумму примерно в 115 млн. марок.
100 000 тонн хлопка на сумму примерно в 90 млн. марок.


500 000 тонн фосфатов.
100 000 тонн хромовой руды.
500 000 тонн железной руды.
300 000 тонн железного лома и чугуна.
2400 кг платины.
Марганцевая руда, металлы, лес и прочее сырье.
К этому следует также добавить советский экспорт в Протекторат 1, не включенный в соглашение, на сумму примерно в 50 млн. марок, что доведет поставки Советского Союза в течение первого года соглашения до общей суммы в 650 млн. марок.
В дополнение к этому имеются и другие важные выгоды. Основываясь на переписке от 28 сентября, Советский Союз предоставляет нам право транзита в и из Румынии, Ирана, Афганистана и стран Дальнего Востока, что особенно важно ввиду германских закупок соевых бобов в Маньчжурии. Тарифы по перевозке соевых бобов по Транссибирской железной дороге уменьшены на 50%. Тарифы транзитных перевозок будут урегулированы с помощью клиринговой системы 2 и составят примерно 100 млн. марок.
Прибавив некоторые другие партии товаров (клиринговые паи при покупке Советским Союзом сырья в третьих странах), можно предположить, что в течение первых 12 месяцев советские поставки и услуги будут исчисляться общей суммой примерно в 800 млн. марок.
3. Пока что для второго года действия соглашения
определена лишь часть советских поставок. Во время
первых шести месяцев второго года действия соглашения
Советский Союз поставит Германии сырье того же типа,
что и в первом году, на сумму 230 млн. марок. Предпо
лагается, что переговоры будут продолжены до истечения
первого года действия соглашения и количество обмени
ваемых товаров, определенных на второй год, будет уве
личено по сравнению с объемом поставок первого года
действия соглашения.
4, Германские поставки включают промышленные
товары, промышленную технологию и установку [обору
дования] , а также военные материалы. Советские постав
ки первых 12 месяцев должны быть компенсированы на
ми в течение 15 месяцев. Советские поставки первых
шести месяцев второго года действия соглашения (13--
18-й месяцы) должны быть компенсированы нами в те
чение 12 месяцев (с 16-го по 27-й месяцы).


5. В числе советских поставок первых 18 месяцев --
11 000 тонн меди, 3000 тонн никеля, 950 тонн олова,
500 тонн молибдена, 500 тонн вольфрама, 40 тонн кобаль
та. Эти поставки металлов требуются для реализации
германских поставок в Советский Союз. Поскольку эти
металлы сейчас в Германии не имеются в наличии и не
будут доставлены туда до того, как соглашение вступит
в силу, необходимо преодолеть препятствие данного
периода путем использования для германских поставок
в Советский Союз металлов из наших собственных запа
сов и заменять их поступающими советскими поставка
ми металлов. Какое-либо другое соглашение, типа предва
рительных поставок металлов, чего мы и требовали вна
чале, не могло быть достигнуто.
Далее, Советский Союз выразил готовность быть закупщиком металлов и сырья в третьих странах3. О том, в какой степени это обещание может быть реализовано, принимая во внимание принятые англичанами интенсивные контрмеры, в настоящее время судить трудно. Поскольку сам Сталин неоднократно обещал в этом вопросе щедрую помощь, можно ожидать, что Советский Союз сделает все возможное.
6. Переговоры были трудными и продолжительными.
Для этого были как деловые, так и психологические
причины. Несомненно, Советский Союз обещал куда
больше поставок, чем это могло быть оправдано с чисто
экономической точки зрения, и эти поставки Германии
он должен произвести частично в ущерб своему собствен
ному снабжению. С другой стороны, понятно, что со
ветское правительство стремится получить в виде ком
пенсации ту продукцию, которой недостает в Советском
Союзе. Поскольку СССР не ввозит каких-либо товаров
широкого потребления, его желания касаются исключи
тельно промышленных товаров и военных материалов.
При этом в ряде случаев слабые места СССР совпадают
со слабыми местами Германии, как, например, в случае
со станками для производства артиллерийских снарядов.
Компромисс между интересами обеих сторон найти не
легко. Психологически важное значение имело везде
сущее недоверие русских, а также боязнь какой-либо
ответственности. И народный комиссар Микоян должен
был по ряду вопросов обращаться лично к Сталину,
поскольку его [Микояна] авторитета было недостаточ
но.


Несмотря на все эти сложности во время долгих переговоров, становилось все более и более очевидным желание советского правительства помогать Германии и твердо укреплять политическое взаимопонимание при решении экономических вопросов.
Для нас соглашение означает широко открытую дверь на Восток. Закупки сырья в СССР и в странах, с ним граничащих, все еще могут быть существенно увеличены. Но крайне важно выполнять германские обязательства в пределах требуемого. Ввиду большого объема [торговли] это потребует особых усилий. Если мы преуспеем в увеличении и расширении экспорта на Восток до требуемого объема, эффект английской блокады будет существенно ослаблен будущим притоком сырья [с Востока в Германию].
Шнурре
1 Оккупированная Германией Чехословакия. (Примеч. сост.)
2 Клиринг - система безналичного расчета путем зачета взаимных
требований и обязательств. (Примеч, сост.)
3 Имеются в виду закупки, тайно производимые для Германии Со
ветским Союзом в странах, отказывающихся продавать товары Герма
нии, либо перевозки закупленных для Германии товаров на советских
кораблях с завозом этих товаров в советские порты и последующей
переправкой их в Германию. Таким путем Советский Союз, с одной
стороны, беспрепятственно закупал для Германии товары в таких стра
нах, как США, а с другой - успешно подрывал установленную Бри
танией антигерманскую блокаду, так как советские корабли доставляли
груз в советские порты и лишь потом, по суше, переправляли их
в Германию. (Примеч. сост.)




далее: О ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ >>
назад: ПОСЛЕДНЕЕ РЕШЕНИЕ <<

Оглашению подлежит: СССР-Германия 1939-1941 (Документы и материалы)
   МОСКОВСКИЙ РАБОЧИЙ 1991
   ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
   РОКОВОЕ РЕШЕНИЕ СТАЛИНА
   1. МЕМОРАНДУМ СТАТС-СЕКРЕТАРЯ МИД ГЕРМАНИИ
   2. ГЕРМАНСКИЙ ПОВЕРЕННЫЙ В ДЕЛАХ В МОСКВЕ - В МИД ГЕРМАНИИ
   3. МЕМОРАНДУМ МИД ГЕРМАНИИ
   6. МЕМОРАНДУМ МИД ГЕРМАНИИ
   9. МЕМОРАНДУМ МИД ГЕРМАНИИ
   17. ПОСОЛ ШУЛЕНБУРГ --
   21. ПОСОЛ ШУЛЕНБУРГ - В МИД
   ТОРГОВО-КРЕДИТНОЕ
   К СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКОМУ
   25. РИББЕНТРОП --
   28. ПОСОЛ ШУЛЕНБУРГ - В МИД ГЕРМАНИИ
   29. МЕМОРАНДУМ СТАТС-СЕКРЕТАРЯ МИД ГЕРМАНИИ
   К СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИМ ОТНОШЕНИЯМ
   31. РИББЕНТРОП - В МИД ГЕРМАНИИ
   ЗАКЛЮЧЕНИЕ
   ДОГОВОР О НЕНАПАДЕНИИ
   33. СЕКРЕТНЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ
   СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИЙ
   34. ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ РИББЕНТРОПА СО СТАЛИНЫМ И МОЛОТОВЫМ
   О РАТИФИКАЦИИ СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКОГО ДОГОВОРА О НЕНАПАДЕНИИ
   ИСТОРИЧЕСКАЯ СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
   О РАТИФИКАЦИИ ДОГОВОРА
   ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ГЕРМАНИЕЙ И ПОЛЬШЕЙ
   ЗАСЕДАНИЕ ГЕРМАНСКОГО РЕЙХСТАГА
   37. ПОСОЛ ШУЛЕНБУРГ - В МИД ГЕРМАНИИ
   38. РИББЕНТРОП --
   39. ПОСОЛ ШУЛЕНБУРГ - В МИД
   ПОЛПРЕД СССР В БЕРЛИНЕ У ГИТЛЕРА
   41. ПОСОЛ ШУЛЕНБУРГ - В МИД ГЕРМАНИИ
   О ВНУТРЕННИХ ПРИЧИНАХ
   50. ПОСОЛ ШУЛЕНБУРГ - В МИД ГЕРМАНИИ
   51. ПОСОЛ ШУЛЕНБУРГ - В МИД ГЕРМАНИИ
   52. МЕМОРАНДУМ СТАТС-СЕКРЕТАРЯ
   НОТА ПРАВИТЕЛЬСТВА СССР,
   НОТА ПРАВИТЕЛЬСТВА СССР,
   РЕЧЬ ПО РАДИО
   ГЕРМАНО-СОВЕТСКОЕ
   ГЕРМАНСКАЯ ПЕЧАТЬ
   ИТАЛЬЯНСКАЯ ПЕЧАТЬ
   55. ПОСОЛ ШУЛЕНБУРГ - В МИД ГЕРМАНИИ
   ГЕРМАНО-СОВЕТСКОЕ
   56. РИББЕНТРОП - ПОСЛУ ШУЛЕНБУРГУ
   57. ПОСОЛ ШУЛЕНБУРГ - В МИД ГЕРМАНИИ
   ПРИЕЗД В МОСКВУ
   59. КАНЦЕЛЯРИЯ МИД --
   БЕСЕДА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
   ОПЕРАТИВНАЯ СВОДКА
   К ЗАКЛЮЧЕНИЮ
   ГЕРМАНО-СОВЕТСКИЙ
   61. СЕКРЕТНЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
   ЗАЯВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО И ГЕРМАНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВ
   ЗАЯВЛЕНИЕ МИНИСТРА
   ГЕРМАНСКАЯ ПЕЧАТЬ
   72. РИББЕНТРОП - ПОСЛУ ШУЛЕНБУРГУ
   73. МЕМОРАНДУМ СТАТС-СЕКРЕТАРЯ МИД ГЕРМАНИИ
   74. РИББЕНТРОП - ПОСЛУ ШУЛЕНБУРГУ
   ИЗ РЕЧИ ГИТЛЕРА В РЕЙХСТАГЕ
   ИЗ БЕСЕДЫ РИББЕНТРОПА
   ПРИЕМ В. М. МОЛОТОВЫМ
   82. РИББЕНТРОП - ПОСЛУ ШУЛЛЕНБУРГУ
   ДОКЛАД В. М. МОЛОТОВА
   ИЗ ПРИКАЗА
   НОТА СОВЕТСКОГО
   НОТА ФИНЛЯНДСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
   ИЗ РЕЧИ ПО РАДИО
   О ЛЖИВОМ СООБЩЕНИИ АГЕНТСТВА ГАВАС
   ОБРАЗОВАНИЕ
   УСТАНОВЛЕНИЕ
   О ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА
   88. СТАТС-СЕКРЕТАРЬ ВЕЙЦЗЕКЕР - ПОСЛУ ШУЛЕНБУРГУ
   ПОСЛЕДНЕЕ РЕШЕНИЕ
   КОММЮНИКЕ О ЗАКЛЮЧЕНИИ
   О ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ
   91. ПОСОЛ ШУЛЕНБУРГ - РИББЕНТРОПУ
   93. РИББЕНТРОП - ПОСЛУ ШУЛЕНБУРГУ
   94. ПОСОЛ ШУЛЕНБУРГ - В МИД
   96. РИББЕНТРОП --
   97. ПОСОЛ ШУЛЕНБУРГ --
   101. МЕМОРАНДУМ МИД ГЕРМАНИИ
   105. ПОСОЛ ШУЛЕНБУРГ - В МИД ГЕРМАНИИ
   106. ПОСОЛ ШУЛЕНБУРГ - В МИД ГЕРМАНИИ
   114. ПОСОЛ ШУЛЕНБУРГ - В МИД
   119. ЛИТОВСКИЙ ПОСОЛ - РИББЕНТРОПУ
   124. ПОСОЛ ШУЛЕНБУРГ - В МИД
   ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР.
   126. ПОСОЛ ШУЛЕНБУРГ - В МИД ГЕРМАНИИ
   ПРИБЫТИЕ ГЕРМАНСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ
   127. МИД ГЕРМАНИИ - ПОСЛУ ШУЛЕНБУРГУ
   СООБЩЕНИЕ ТАСС
   128. ПОСОЛ ШУЛЕНБУРГ - В МИД
   БЕРЛИНСКИЙ ПАКТ О ТРОЙСТВЕННОМ СОЮЗЕ
   КОММЮНИКЕ
   ПРИБЫТИЕ ГЕРМАНСКИХ ВОЙСК В РУМЫНИЮ
   ГЕРМАНСКОЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ
   134. РИББЕНТРОП - ПОСЛУ
   137. ПОСОЛ ШУЛЕНБУРГ - В МИД ГЕРМАНИИ
   ОТЪЕЗД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
   138. ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ МЕЖДУ РИББЕНТРОПОМ И МОЛОТОВЫМ
   СТАТЬЯ 4
   КОММЮНИКЕ О ПЕРЕГОВОРАХ
   III. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ
   146. ПОСОЛ ШУЛЕНБУРГ - В МИД
   КОММЮНИКЕ О ЗАКЛЮЧЕНИИ
   ЗАЯВЛЕНИЕ ТАСС
   ГЕРМАНСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ БЮРО О ЗАЯВЛЕНИИ ТАСС
   ПРИСОЕДИНЕНИЕ БОЛГАРИИ К ПАКТУ ТРЕХ ДЕРЖАВ
   ВСТУПЛЕНИЕ ГЕРМАНСКИХ ВОЙСК В БОЛГАРИЮ
   161. ПОСОЛ ШУЛЕНБУРГ - В МИД
   ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПАКТА
   164. ПОВЕРЕННЫЙ В ДЕЛАХ ТИППЕЛЬСКИРХ - В МИД ГЕРМАНИИ
   165. О СОБЛЮДЕНИИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО СОГЛАШЕНИЯ
   166. ПОВЕРЕННЫЙ В ДЕЛАХ ТИППЕЛЬСКИРХ - В МИД ГЕРМАНИИ
   ВЫСАДКА НЕМЕЦКИХ ВОЙСК В ФИНЛЯНДИИ
   169. ПОСОЛ ШУЛЕНБУРГ - В МИД ГЕРМАНИИ
   170. ПОСОЛ ШУЛЕНБУРГ - В МИД ГЕРМАНИИ
   177. РИББЕНТРОП --
   180. ВЕРБАЛЬНАЯ НОТА ПОЛПРЕДСТВА СССР ГЕРМАНСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ
   181. ПОСОЛ ШУЛЕНБУРГ - В МИД ГЕРМАНИИ
   182. ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ
   ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПО РАДИО
   ПРИЛОЖЕНИЕ
   СПИСОК ОСНОВНЫХ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ, УПОМИНАЕМЫХ В ТЕКСТЕ
   СОДЕРЖАНИЕ


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация